Статьи о детях для родителей

Полезные адреса для родителей


  • Дом, семейные праздники

    Свадьба по славянским обычаям

    В наше время свадьба считается событием семейным, которое имеет интимный характер, то есть, никого лишнего на этом празднике не должно быть.

    В старину же, когда деревни в основном состояли из родственников, участниками торжества становились практически все жители. Свадьба проходила обычно несколько дней. Отсюда и фраза «играть свадьбу». И это действительно было некое театрализованное зрелище.

    Свадьба состояла из нескольких эпизодов, участникам которых отводились определенные роли. Каждое действие из свадебного ритуала имело строго определенный смысл и повторялось из поколения в поколение. Отступление же от ритуала могло навлечь беды на всех участников торжества.

    Основными эпизодами свадебного обряда считались: сватовство, рукобитье, сговор, девишник, мальчишник, баня, утро перед венчанием, венчание, встреча молодых, свадебные столы.

    До наших дней дошел один из этих ритуалов- Сватовство: в дом родителей невесты приходили сваты и договаривались о будущем бракосочетании. Если стороны достигали соглашение, то устанавливался день смотрин. Тогда в дом невесты приезжали родители жениха. Их угощали и приветствовали как будущих родственников. Родители жениха приносили в дом невесты пряник, на котором были нарисованы различные узоры, которые являлись древними знаками плодородия. Невеста не принимала участия в пиршестве, только несколько раз выходила к гостям, при этом меняя наряды (от 3х до 5ти), только после этого она могла со всеми сесть за стол. Смотрины завершались еще одним ритуалом – Рукобитьем. Отцы жениха и невесты вкладывали руки новобрачных друг в друга и ударяли по ним рукавицей. В знак нерушимости сговора. Затем сваха трижды обносила вокруг жениха и невесты хлеб с солью и икону, которая благословляла будущий союз силами неба и земли. Все расходы по подготовке к свадьбе делились пополам.

    Став невестой, девушка переодевалась в особый наряд – « печальную одежду». Она надевала черную или белую рубаху, не украшенную вышивкой, повязывала на голову простой белый или темный платок.

    После шла подготовка приданного. Обычно его шили задолго до свадьбы, а после свадьбы его готовили к переезду, украшали вышивкой и упаковывали в сундуки. В него входила одежда, которую она должна будет носить в первые годы замужества. Постельное белье, скатерти, полотенца, покрывала. Обычно вместе с приданным невеста с подругами готовила подарки всем членам семьи жениха. Когда же дары и приданное были готовы, то в доме невесты устраивали Девишник. Обычно он проходи накануне свадьбы. Этот обряд жив и по сей день, но проводят его не так как проводили наши предки, а именно: происходил ритуал потери красоты, когда после девишника с невестой оставались ее самые близкие подруги. Они усаживали невесту на пустую квашню по середине избы и под протяжные песни с девушки снимали платок и расплетали девичью косу.

    После этого невеста с подругами шла в заранее истопленную баню. Где баня символизировала очищение и защиту от нечистой силы.

    Войдя в дом, невеста вновь садилась на пустую квашню. Девушки начинали расчесывать волосы невесте. При этом косу уже не заплетали, а только готовили несколько прядей. Согласно обычаю невеста должна была идти под венец с распущенными волосами. Только после приезда в дом жениха она уходила в комнату, где ей заплетали две косы, укладывали их на голове и надевали женский головной убор.

    Расчесав невесте волосы, подруги усаживали ее за стол, где уже было приготовлено угощение. Обычно в это время приезжал жених. Он привозил подарки невесте, ее родителям и подругам. В свою очередь невеста передавала заранее приготовленные подарки жениху и его родне.

    Когда жених уезжал, девушки прощались с невестой и пели ей последнюю песню. На следующее утро невеста одевалась к свадьбе, но волосы не заплетала, оставляя расчесанные пряди. Утром в день свадьбы к невесте приезжал кто-нибудь из родных жениха, чаще всего старший брат жениха. Он привозил подарок и уезжал с ответным даром. Только после этого за невестой приезжал жених. Он останавливался перед закрытыми воротами, а в то время подруги невесты отказывались отпереть ворота и требовали подарков.

    Только получив шуточный выкуп, невесту показывали жениху, и они садились в свадебный поезд. Он состоял из нескольких повозок, украшенных лентами и колокольчиками. В свадебные повозки запрягали только коней – они олицетворяли стихийную силу природы.

    Сам процесс состоит из двух частей: обручения и венчания.

    Во время обручения священник спрашивает жениха и невесту, готовы ли они вступить в брак. Получив утвердительные ответы, он одевает им заранее освященные кольца, которыми жених с невестой троекратно меняются.

    Обряд венчания начинается с того, что в руки молодых священник вкладывает венчальные свечи, которые должны гореть, пока происходит таинство обряда. Затем жених и невеста подходят к алтарю и становятся на белый плат перед аналоем, на котором находится крест и Евангелие. Затем священник опять спрашивает о твердом намерении вступить брак, после ответа молодых, он возлагает венцы на головы жениха и невесты.

    Затем венчающиеся пьют вино из одной чаши, под песнопения священник трижды обводит их вокруг аналоя. Венцы снимаются и над молодыми читают завершающие молитвы.

    После венчания невеста с женихом едут в его дом. Где за стол молодых сажали в красном углу, под иконами. Они принимали поздравления, но не могли принимать участия в общем пиршестве. Через некоторое время они уходили в горницу или в кут, где для них была приготовлена специальная еда. Им подавали два пирога, один из которых был приготовлен в доме невесты, а другой в доме жениха. Поев, молодая жена уходила в свою комнату и переодевалась в женский наряд. Одевала рубаху, поверх нее сарафан с широкими лямками. В конце обряда надевали кику и накрывали ее платком ( головной убор замужней женщины). После она выходила к гостям вместе с молодым мужем. Молодоженам подавали кашу и хлеб, а также стакан с молоком. Они должны были пить и есть из одной посуды, деля свою еду напополам.

    Когда пир заканчивался, молодых провожали в спальню с пением. Иногда молодых будили, разбивая об двери их спальни горшки.

    Основной пир, называющийся «красным столом», начинался на следующий день. Еду готовили замужние женщины. Им помогала молодая.

    На третий день молодая выходила в будничной одежде. Под ноги ей бросали соль, солому, иногда деньги. Она должна была мести пол по направлению от двери к печке. Считалось, что такой обряд оградит молодую семью от враждебности со стороны домового. Обычно на третий день молодые приезжали в дом родителей невесты. Там теща выходила встречать зятя с блинами. Он должен был откусить кусочек верхнего блина и подарить теще подарок за проявленную заботу.

    Свадебный ритуал нередко завершался «обсидками», где замужние женщины деревни принимали молодуху в свое общество. Они угощали ее вином и студнем.

    Наши страницы и группы: Facebook ВКонтакте Twitter Google Plus LJ Новости на email

    Поделиться статьей:



    Напоминаем: Копирование материалов сайта (текстов, сообщений форума, фотографий, графических материалов) возможно только с указанием активной прямой доступной для индексации ссылки на наш сайт. В случае, если указан первоисточник/автор статьи, необходимо также указать автора и первоисточник.

    Читайте также:

    Справочные материалы и консультации rss Facebook ВКонтакте Twitter Google Plus LJ Новости на email
    Реклама


    Гороскопы для детей и взрослых Новости Фильмы, мультики, стихи, песенки для детей и родителей Картинки для деток и родителей

    Счетчики