Статьи о детях для родителей

Полезные адреса для родителей


  • Начальная школа, подготовка к школе, изучение иностранных языков - советы родителям

    Готовность к школе

    Как определить, готов ли ребенок к началу занятий в школе? Ведь умение читать, считать, рисовать и писать вовсе не однозначно свидетельствует о том, что малыш справится с резко возрастающей нагрузкой, выпадающей на долю первоклассника. Поговорим сегодня о физических, психомоторных, интеллектуальных, эмоционально-волевых, личностных и социально-коммуникативных признаках готовности ребенка к школе.

    Показатели физического развития, свидетельствующие о готовности ребенка к школе

    Сама внешность ребенка, его изменяющиеся с возрастом физические характеристики могут свидетельствовать о том, что один малыш справится со школьной нагрузкой уже в 6.5, а другому лучше подождать до 7 лет. Рассмотрим их на примере мальчиков, для девочек все показетели несколько ниже.

    • Рост. При поступлении в школу рост мальчика желательно должен равняться 122-126 см.
    • Масса тела. При поступлении в школу вес ребенка должен быть в пределах 23-25 кг.
    • Высота головы. Померьте высоту головы сына от подбородка до макушки. Этот показатель индвидуален, показательно его отношение к общему росту ребенка. Высота головы ребенка / рост ребенка = 1/6. Если показатель выше (например, 1/5), это свидетельствует о том, что ребенок физически еще не готов к школе.
    • Длина рук. Ребенок должен через голову доставать правой рукой до левого уха.
    • Давление. Давление здорового ребенка младшего школьного возраста - приблизительно 80/50.
    • Пульс покоя. Померяйте пульс ребенка после 3-5 минут спокойного сидения (но не после сна). Показатель должен составить 80-90 ударов в секунду.
    • Гибкость. Ребенок, сидя ровно на полу с вытянутыми перед собой и разведенными на ширину плеч ногами, должен легко доставать кончиками пальцев отметки в 7-8 см, если за 0 считать линию пяток. (у девочек показатель выше, чем у мальчиков) Психологи считают физическую гибкость параметром, ответственным за гибкость ребенка в коллективе. То есть родителям ребят, с трудом вливающихся в коллектив, можно дать совет заняться с ребенком упражнениями на развитие гибкости.
    • Прыгучесть. В длину с места мальчик должен прыгать на 115-135 см.
    • Координация. Проверьте координацию ребенка, бросая ему мяч с расстояния 5-7 м. Из десяти попыток он должен девять раз поймать мяч, девять раз подбросить и поймать, 9 раз ударить об пол и поймать.
    • Равновесие. Предложите ребенку поиграть в классики (динамическое равновесие), постоять, поджав одну ногу, с закрытыми глазами, постоять, поставив ноги по ниточке, с закрытыми глазами (равновесие статическое). Упражнения не должны вызывать сложности, при проверке статического равновесия ребенок не должен падать, сходить с места, раскачиваться.
    • Объем легких. Предложите ребенку несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть, затем набрать в легкие как можно больше воздуха и постепенно его выпускать через нос, издавая при этом мычащий звук "м-м-м". На одном дыхании ребенок должен промычать как минимум 10 секунд. Психологи считают этот показатель ответственным за усидчивость и собранность ребенка, при этом слишком высокий результат может свидетельствовать о чрезмерной сжатости и внутреннем напряжении.
    • Смена зубов. К поступлению в первый класс у ребенка должно смениться на коренные как минимум два молочных зуба.
    • Моторика рук. Развивайте у ребенка мелкую моторику рук и после того, как он достиг трехлетнего возраста (например, о развитии мелкой моторики с помощью вышивки на MaxyBaby.net.ua мы писали в статье Развитие мелкой моторики с помощью вышивки). Упражнения с мелкими деталями, пальчиковые игры не должны вызывать сложности.
    • Индивидуальные физические особенности. Вы должны четко знать и уметь поставить в известность преподавателей о группе здоровья ребенка, его хронических заболеваниях. Многие из них, даже не проявляющиеся внешне, могут фонить на успехи ребенка в школе, и классный руководитель, зная о проблемах, сможет правильно выбрать подход к ребенку. Также определите латеральный профиль и тип телесложения ребенка, они также оказывают большое влияние на способность малыша сходиться с коллективом, учиться и впитывать информацию.

    Показатели психомоторного развития ребенка перед школой

    Составьте список показателей и отметьте для себя, в какой степени (высоко, достаточно, средне, начально) свойственно или развито у вашего ребенка то или другое свойство. Многие из этих параметров не лишне будет сообщить преподавателю в случае появления у ребенка проблем с адаптацией в школьной среде.

    • Усидчивость - ребенок должен быть в состоянии как минимум полчаса воспринимать информацию и усваивать ее, спокойно сидя на месте. В противном случае он не высидит обычный школьный урок.
    • Внимание - проверяйте ребенка, переспрашивая содержание вчерашних бесед, просмотренных фильмов, прочитанных книг. Поошряйте малыша к рассказам и описаниям, хвалите его за запоминание мелких подробностей.
    • Раздражительность - отслеживайте, что именно может вывести из себя ребенка, как быстро он успокаивается, умеет ли отвлечь себя от стресс-фактора. Возможно, эту информацию придется сообщить классному руководителю.
    • Страхи - внимательно наблюдайте за тем, чего именно боится ребенок, как проявляется этот страх, умеет ли ребенок справиться с ним, не впадает ли в панику.
    • Сон - достаточно ли спит ребенок, спокойно ли засыпает, как часто просыпается ночью, случаются ли кошмары.
    • Темпоритм - проведите ребенку теппинг-тест, показывающий врабатываемость ребенка в поставленную задачу и тип его нервной системы (разграфив лист бумаги на два ряда по три квадрата со стороной 4 см, предложите ребенку по секундомеру по 10 секнуд как можно быстрее ставить точки во всех квадратах по очереди. Подсчитайте количество точек в каждом квадрате, начертите график)
    • Память - проводите ребенку игровые тесты для определения запоминания. Предлагайте перессказывать только что рассказанную (краткосрочная память) либо давно рассказанную (длительная память) историю. При поступлении в школу ребенок должен уметь передать содержание недлинного рассказа с использованием глаголов и прилагательных, а не одних только существительных. Предлагая ребенку запоминать услышанное и увиденное, определите его ведущий вид памяти - зрительная или слуховая.
    • Речь - речь ребенка должна быть связной, плавной, понятной. Для выявления и коррекции логопедических проблем обратитесь к логопеду (о занятиях с логопедом на MaxyBaby.net.ua мы писали в статье Визит к логопеду, там же приведены упражнения для ребенка дошкольного возраста.)
    • Индивидуальные психомоторные особенности ребенка - исходя из собственного опыта общения с ребенком, определите его темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик), ведущий канал восприятия (аудиал, визуал, кинестик), темп его научаемости (как быстро он усваивает и как быстро потом забывает новую информацию).

    Показатели интеллектуального развития ребенка, идущего в школу

    К моменту поступления в школу интеллект ребенка уже должен соответствовать определенным нормам, о чем можно судить, исходя из следующих параметров:

    • Мышление - задайте малышу простой пример для решения и присмотритесь к тому, как именно он считает. На пальцах? Нужно ли ему перевефти арифметику в конфеты или яблоки, для того чтобы сложить или отнять? Или он легко оперирует цифрами? Использование пальцев для счета свидетельствует о том, что мышление ребенка пока наглядно-действенное. Если приходится пример представить в виде истории о яблоках - то тип мышления наглядно-образный. К моменту поступления в школу уровень развития мышления должен быть на переходе от наглядно-образного к абстрактному.
    • Любознательность - сосчитайте сферы интереса и увлечений ребенка. Что ребенок коллекционирует? Какими занятиями увлекается больше всего? К 6-7 годам таких сфер интереса у ребенка должно быть несколько.
    • Пространственная ориентация - легко ли ребенок различает лево-право? Давайте ему задания типа "принеси с левой верхней полки, открой второй снизу справа ящичек" и пр. Проводите зрительные диктанты, когда вы диктуете направление движения карандаша по бумаге - столько-то клеточек вправо, столько-то вниз и пр. В школе ребенок должен легко уметь ориентироваться в пространстве.
    • Ориентация во времени - учите ребенка обращаться с электронными и аналоговыми часами, приучайте контролировать время простыми заданиями вроде "скажи мне это через 15 минут ровно".
    • Воображение - все дети-фантазеры, но проверим на бумаге. Дайте ребенку альбомный лист с нарисованными на нем кругом, квадратом, кубом, треугольником и предложите дорисовать из фигур как можно больше предметов. А как много предметов сможете придумать вы сами?

    Показатели эмоционально-волевого развития ребенка

    Каждый ребенок - самостоятельная личность, которую характеризуют множество желаний, проявлений, стремлений, целей. Постарайтесь узнать больше о своем будущем школьнике:

    • Произвольность - если вы даете ребенку задание или поручение, насколько в его реакции понятие "надо" превалирует над понятием "хочу"? К школе малыш должен четко различать важность "нужных" дел и уметь соразмерять свои желания с тем, что делать нужно и необходимо.
    • Самостоятельность - в 6-7 лет ребенок уже должен во многом проявлять свою самостоятельность. Имеется ли у него расписание, которому он следует без напоминаний? Можно ли ему поручить что-либо, будучи уверенным, что дело будет сделано? В игровой форме приучайте ребенка помогать по хозяйству, и определяйте его персональные обязанности. Разработайте утреннюю рутину для него, делать которую он сможет самостоятельно (застилать постель, одеваться, умываться, во время быть готовым к выходу).
    • Эмпатия - умеет ли ребенок сочувствовать и сопереживать? Жалеет ли только котенка на улице или же может искренне пожалеть уставшего папу или приболевшую маму? Очень важно постараться привить ребенку способность к сопереживанию в самом раннем возрасте.
    • Агрессивность - какие проявления агрессивности и на что или кого именно направленные действия приходилось вам наблюдать? Умеет ли ребенок справиться с гневом?

    Показатели личностного развития ребенка

    Готов ли ребенок, как маленький самостоятельный человек, к своей первой "взрослой" социальной роли?

    • Мотивация - почему мы будем ходить в школу? Насколько ребенок мотивирован к этому событию? Задайте ему этот вопрос - зачем мы идем в школу?, и задумайтесь над ответом. Возможно, в своих беседах и занятиях с малышом вам сейчас нужно дать ему больше информации об учебе, новых радостях и сложностях, которые ждут его впереди.
    • Самооценка - умеет ли ребенок объективно оценить себя и свои способности? Простой тест: нарисуйте на бумаге лесенку и скажите ребенку, что на нижней ступени лестницы находятся самые глупые детки, а на верхней - самые умные (красивые, сильные, здоровые и пр.), и предложите нарисовать себя на лестнице. Где он разместит себя? Попросите нескольких членов семьи независимо друг от друга провести этот тест с ребенком. С кем он нарисует себя выше, с кем ниже? Соответственно, вы определите не только самооценку малыша, но и то, кто из близких завышает или занижает его восприятие себя.
    • Работа по инструкции - прошло то время, когда вы могли прийти на помощь и сделать все за заигравшегося малыша. Теперь нужно уметь четко следовать указаниям и делать то, что сказано по инструкции. В процессе подготовки к школе давайте ребенку все более сложные указания, следовать которым он должен будет "близко к тексту".
    • Умение проигрывать - является важной составляющей адаптации в коллективе. В случае промахов и неудач рассказывайте ребенку о том, что такое случается, что ничего страшного не произошло, что нужно уметь начать сначала или пойти дальше, а не отдаваться отчаянию и злости. Поощряйте проявление самоконтроля и собранности даже в том случае, если ребенку что-то не удалось сделать правильно.

    Показатели социально-коммуникативного развития ребенка-школьника

    И, наконец, готов ли ребенок вести себя социально в новом коллективе? Что он должен уметь и знать для того, чтобы не выбиваться из коллектива?

    • Нормы этикета - ребенок должен уметь вести себя за столом, приводить в порядок одежду, здороваться и прощаться, понимать, что есть свое и чужое и уметь обращаться с этим.
    • Общительность, правила общения со взрослыми и с другими детьми - самое время говорить с ребенком о том, что он не обязан и не может дружить со всеми своими новыми одноклассниками, но что нужно уметь поддерживать контакт со всеми ними, даже теми, кто по какой-либо причине не нравится. Вместе с тем, ребенок должен понимать, что общение на перемере и общение во время урока - разные вещи! Также ребенок должен понимать разницу в обращении с другими детьми и со взрослыми, со знакомыми и незнакомыми, с родственниками и с учителями.
    • Принятия позиции школьника - ребенок должен понять и принять свою новую роль школьника. Вместе с тем, дома он может расслабиться, не напоминайте ему поминутно, что теперь он школьник, что он обязан вести себя по-взрослому и пр. Помогите ребенку принять и полюбить новые условия его жизни.

    Составьте для себя список основных показателей подготовленности ребенка к школе и подумайте, что именно нужно выделить и по каким параметрам подтянуть ребенка до начала занятий. Обсудите с будущим учителем и психологом отставание ребенка по каким-либо из пунктов, подумайте о том, не стоит ли отложить пока начало занятий до следующего года в случае, если ребенок кажется неподготовленным по многим из них.

    Наши страницы и группы: Facebook ВКонтакте Twitter Google Plus LJ Новости на email

    Поделиться статьей:



    Напоминаем: Копирование материалов сайта (текстов, сообщений форума, фотографий, графических материалов) возможно только с указанием активной прямой доступной для индексации ссылки на наш сайт. В случае, если указан первоисточник/автор статьи, необходимо также указать автора и первоисточник.

    Читайте также:

    Справочные материалы и консультации rss Facebook ВКонтакте Twitter Google Plus LJ Новости на email
    Реклама


    Гороскопы для детей и взрослых Новости Фильмы, мультики, стихи, песенки для детей и родителей Картинки для деток и родителей

    Счетчики