Статьи о детях для родителей

Полезные адреса для родителей


  • Начальная школа, подготовка к школе, изучение иностранных языков - советы родителям

    Школа-сад для детей с особенностями в развитии

    Предлагаем вам ознакомиться с интервью Натальи Стручек, директора школы-сада "Дитина з майбутнім".

    Наталья, скажите, что представляет собой садик "Дитина з майбутнім"?

    Наш детский сад - это первое в Украине заведение учебно-реабилитационного профиля полного дня для детей с особенностями в развитии. Открылись мы 15 ноября 2010 года. На данный момент у нас находится 15 деток, 10 из которых ходят полный день, как в обычный детсад: с 8 утра до 18 вечера. Это позволяет родителям вести полноценную жизнь, работать. Есть еще двое деток, которые посещают индивидуальные почасовые занятия.

    Конечно, пребывание ребенка в саду полный день имеет целый ряд преимуществ. Ребенок ежедневно у нас посещает от двух до пяти занятий. И родителям не нужно возить малыша от одного специалиста к другому, ведь это выматывает ребенка и стоит недешево. Мы же выстраиваем недельный график так, чтобы ребенок в неделю получал от 15 до 20 занятий: 15 индивидуальных, остальные - групповые.

    Наша школа-сад имеет статус начальной (обучение до 4-го класса включительно), но в дальнейшем планируется сделать ее средней. Принимаем мы деток от двух лет.

    И все же, чем ваш сад отличается от обычного детсада?

    Прежде всего, тем, что дети, которые находятся у нас, - это дети с особенностями в развитии, аутизмом. Их в обычные сады не берут. Наши родители этот путь прошли, и везде им указывали на дверь. Даже если и брали таких деток, то потом говорили "до свидания". Потому что если это спокойный ребенок, и он буде все время сам с собой играть, он не будет развиваться. Родители сами это замечают и если просят обратить внимание на ребенка, слышат ответ: "У нас таких 30 детей". Если же это гиперактивный ребенок, то на второй день ему и его родителям укажут на дверь. Ведь он не может усидеть за столом, выворачивает тарелки, игнорирует замечания. Эти дети нуждаются в добавочном внимании взрослых. В нашем саду, например, на каждого ребенка - один взрослый. Скажем, младшая группа у нас сегодня состоит из пяти детей, с ними работает воспитатель, няня, медсестра, которая курсирует между группами, и как минимум два специалиста, которые забирают деток на индивидуальные занятия. А на прогулке у нас за каждым ребенком следит отдельный взрослый.

    В нашей стране подобные заведения, как ваши, очень нужны, не правда ли?

    Знаете, сколько я раз слышала от наших родителей: "Когда нам поставили диагноз, мы спросили, куда нам идти дальше? А врачи говорили: "Не знаем, разве что домой". Кончено, если финансы позволяют, родители могут искать центры за границей - в Англии, Израиле, Америке, в то же Польше или России. Варианты есть разные, но это дорого, далеко. Наш центр находится в Украине, в Киеве. Мы - один из вариантов, который могут выбрать родители таких особенных детей. Сейчас мы расширяемся, поэтому берем не только деток-аутистов, - у нас есть дети с синдромом Дауна, аутистическими чертами личности, имеющие трудности в социальной адаптации, дети с задержкой психического и психоречевого развития.

    Как проходит процедура приема ребенка в ваш садик?

    Процедура приема как раз не очень сильно отличается от обычного садика. Что является обязательным, так это заключение специалиста, у которого ребенок наблюдается. Если, скажем, ребенок медикаментозный, то должно быть назначение врача. И только тогда, по расписке родителей, мы эти медикаменты будем ребенку давать. Все остальное - анализы, справка от педиатра, анкета - как в обычном саду.

    Кто работает с детками, какие у вас есть специалисты?

    Спектр наших педагогов очень большой. Это и психолог, логопед, дефектолог, игротерапевт, арт-терапевт, музыкальный руководитель, специалист по лечебной физкультуре. У нас работает продуманная система обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития каждого ребенка. Мы распределяем детишек по небольшим группам, это помогает нам не только чутко реагировать на специфику развития ребенка, но и выявлять его творческие способности.

    Как именно вы работаете с детьми? Какие методики используете?

    В первую очередь наши занятия зависят от того, насколько у ребенка сохранен интеллект. На этом базируются уровень сложность занятий. Поэтому к каждому ребенку у нас индивидуальный подход. Но весь график мы стараемся строить так, чтобы свободного времени у детей было минимум.

    Используем всевозможные методики: и Монтессори, и гештальт-терапию, ABA-терапию. Занимаются с детками у нас и массажисты. Для самых маленьких, скажем, используем сказкотерапию.

    Особенно хорошо помагает арт-терапия: малыши у нас рисуют, лепят, учатся резать ножницами, писать. Вся наша работа направлена на то, чтобы развить у ребенка коммуникативные навыки, память, внимание, мышление, эмоции, навыки самообслуживания. Раз в месяц каждый специалист по своей области описывает динамику развития ребенка, с которой мы обязательно ознакамливаем родителей: чему ребенок научился, какие есть изменение, даем советы и рекомендации родителям.

    Родители довольны вашей работой? Какие вы получаете отзывы?

    Конечно, родители замечают результаты. И особенно приятно, когда ты видишь, как на празднике-утреннике родители, наблюдая за своими детьми, плачут от счастья. Ведь надо учесть, что это особые дети: сначала они не обращали друг на друга никакого внимания, а тут они уже все вместе, берутся за руки, водят хороводы. Безусловно, это уже результат!

    Есть детки, которые ничего не говорили, а сейчас по слогам говорят. Были такие, которые не вступали ни в какие контакты, - могли целый день сидеть на стульчике и только наблюдать. Невозможно было ни поднять, ни привлечь ребенка - отторжение полное. А сейчас это одни из самых эмоциональных детей, которые общаются жестами, мимикой. И на таком уровне, что иногда эмоции захлестывают. Скажем, у нас дети начинает кушать то, чего раньше не хотели кушать дома, - например, первые блюда. И вообще самостоятельно жевать, откусывать. Иногда это настоящий прогресс: ведь, бывает, приходит 5-6 летний ребенок, а он ест только перетертую еду...

    В отличии от директоров обычных детсадов, я своих родителей знаю всех: мы встречаемся и общаемся с ними два раза в день - утром и вечером. Они всегда проинформированы. Мало того, у нас в детском саду ведется видео-наблюдение. Ничего лучше рассказать не может, чем то, что родитель, получив код доступа и сидя дома, может увидеть сам. Они видят группы, комнаты, где проводятся занятия. Они сами видят, поспал их ребенок, что поел, как вел себя на занятиях. Мы со своей стороны честны - наши родители все видят.

    Как происходит социализация для таких особенных деток?

    Безусловно, занятия для детей необходимы. Но социализация, которая дается ребенку (по большому счету, без прикладывания усилий) только за счет того, что малыш находится в коллективе, а не дома, в привычной для него атмосфере, чрезвычайно важна. Она его (хочет он того или нет) обучает каким-то вещам, которые до этого не давались. Тот же горшок, самостоятельное кормление, одевание. Ребенок учится, скажем, ждать, когда все пойдут, пойти вместе со всеми, держатся за ручки - на эти вещи мы и не обратим внимание у здоровых деток. Но это очень сложно с особыми малышами.

    Когда ребенок находится с родителями, нянями, бабушками дома, им менять что-то очень сложно. Потому что ребенок привык, что в этих стенах делают именно так, а не иначе. И сломать это практически невозможно. Самое главное нужно понимать родителям: если они хотят, чтобы что-то начало меняться у ребенка, нужно меняться им самим. Если родители не будут этого делать, даже при наших усилиях может ничего не получаться.

    Что конкретно нужно менять?

    В первую очередь, поведенческие моменты. Ведь очень часто поведение детей списывается родителями на возраст, на заболевание. Мы все время находим себе оправдание. Ведь зачастую трудно родителям сказать: "Я тебе это не дам", - и не дать, или сказать: "Я тебя накажу", - и наказать. Это очень сложно сделать и со здоровыми детьми. К тому же нынешний мир - это мир занятых родителей. И это очень сильно накладывает отпечатки: у многих детей дефицит внимания.

    Но любая семья, которая приходит к нам, на вопрос о том, что родителей больше всего беспокоит, отвечает: поведение ребенка, его социализация и речь: мы хотим с ребенком гулять в парке, хотим, чтобы он общался с детьми наших друзей, чтобы он пошел в школу. У каждой семьи есть желание вести абсолютно полноценный образ жизни: пойти в ресторан, поехать в путешествие с ребенком.

    И мы помогаем достичь этого. Знаете, у нас много отзывов, когда родители говорят, что теперь они могут везде брать с собой ребенка - он не боится и во многих ситуация становится приспособленным, тянется к другим детям, на площадке играет. Это происходит не за один день, конечно. Но мы видим результаты.

    У вас есть какие-то правила, которые должны соблюдать и родители?

    Конечно, тот же режим. Мы требуем, чтобы родители его соблюдали и дома. Прежде всего, это диета: у нас безглютеновая, безказеиновая диета. Ведь одному из трех детей обязательно эти продукты не подходят, и они оказывает пагубное влияние на развитие ребенка. Поэтому уж лучше полностью исключить эти продукты. Безусловно, если родители сделали тест и знают, что муку или молочные продукты ребенок может кушать, они могут давать их дома. Но у нас с этим строго.

    Следующее правило - контроль над поведенческими моментами. Ведь есть семьи, где ребенок никогда не слышал слова "наказание". А без этого никуда. Наказание ведь разным может быть: для одного ребенка будет достаточно посадить его на стульчик и сказать, что ты наказан, потому что ты баловался, кусался, опрокинул тарелку (очень конкретно нужно озвучивать претензию). А другого ребенка нужно вывести на какое-то время в отдельную комнату. Мы это все родителям объясняем. Для многих это совершенно новые методы. Мы говорим, что потакательство - это плохой попутчик. Вы должны быть настойчивыми, чтобы иметь результат.

    Почему для особенных деток так важно ранее обучение? И вообще ранняя диагностика.

    Чем раньше попадает ребенок в любой коррекционный центр, чем меньше он, тем прогнозируемые результаты намного качественнее. Специалисты считают, что речь до 5 лет нужно ставить, так же и поведенческие моменты. Безусловно, чем меньше ребенок, чем раньше замечаются нарушения и чем раньше с ними начнут работать специалисты, тем более положительную мы динамику получим.

    Аутизм - это не приговор, даже не заболевание, а особенность развития ребенка. В Украине еще 20 лет назад об аутизме никто не говорил. Да и сейчас зачастую и родители, и врачи не обращают особое внимание на подобные возможные отклонения.

    Вот если посмотреть статистику, то больше аутизм и аутистический спектр проявляется у мальчиков. Когда родители обращают внимание, что мальчик не говорит, и приходят в специалисту, то слышат ответ: "Чего вы хотите? Мальчики поздно начинают говорить, он у вас сразу предложениями заговорит". И зачастую родители ждут до 4 лет. А время то тикает! И как понять, проблема это или еще нет? Многие считают, что если ребенок сам сидит и играется, - это замечательно: спокойный малыш, сосредоточен на игре. Потом оно выстреливает совершенно неожиданно: ребенок не хочет тебя замечать, он с тобой не общается, он игнорирует все, демонстрируя протест.

    Поэтому родители должны обращаться внимание на своих детей. Ведь отсутствие речи - это ведь не единственное проявление аутизма. Там же есть целые спектр факторов, на которые нужно обращать внимание. Ранняя диагностика свои плоды приносит. Почему в Израиле у месячного ребенка уже могут установить параметры аутизма? У нас же хорошо, если родители в три-четыре года замечают. И хорошо, если они попадут к хорошему специалисту.

    Известно, сто ваш детсад сотрудничает с иностранными специалистами, центрами. Расскажите, пожалуйста, об этом.

    Прежде чем открывать детсад, наши специалисты изучали опыт коллег в Израиле. Мы смотрели, какие методики они применяют, какие нужны материалы. Насколько человек должна быть рассчитана группа (например, у нас в группе 6-8 детей). Мы, конечно, учитывали этот опыт. Например, у нас на каждую группу есть как минимум четыре комнаты для индивидуальных занятий, плюс спальня.

    В апреле в наш сад приезжали специалисты из США. Мы их сами приглашали. В октябре мы ждем их повторно. Приглашаем их для того, чтобы обучать наш персонал, для проведения семинаров, мастер-классов, тренингов. Безусловно, они смотрят наших детей - это же и консультация для родителей. Считаю, что это очень результативно.

    Кстати, американские коллеги были довольны нашей работой. Они говорят, что для Украины такой центр - настоящее ноу-хау. Конечно, нам приятно слышать такие оценки.

    Наши страницы и группы: Facebook ВКонтакте Twitter Google Plus LJ Новости на email

    Поделиться статьей:



    Напоминаем: Копирование материалов сайта (текстов, сообщений форума, фотографий, графических материалов) возможно только с указанием активной прямой доступной для индексации ссылки на наш сайт. В случае, если указан первоисточник/автор статьи, необходимо также указать автора и первоисточник.

    Читайте также:

    Справочные материалы и консультации rss Facebook ВКонтакте Twitter Google Plus LJ Новости на email
    Реклама


    Гороскопы для детей и взрослых Новости Фильмы, мультики, стихи, песенки для детей и родителей Картинки для деток и родителей

    Счетчики